Историческая справка

Точкой отсчета в истории завода стало 7 октября 1941 года, когда начале Великой Отечественной войны на Алтайскую землю был эвакуирован Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда».

 

В истории «Алтайвагона» много славных страниц. В годы войны алтайские вагоностроители внесли значительный вклад в разгром врага и укрепление обороноспособности страны, выпуская продукцию военного назначения, за что завод был удостоен Ордена Великой Отечественной войны первой степени. В 1945 году завод переходит на производство мирной продукции — начинает выпуск грузового железнодорожного подвижного состава (платформ), а в конце 40-х выпускает четырехосные крытые вагоны грузоподъемностью 50 тонн.

 

1950 —1960

 

В начале 50-х завод полностью переходит на производство крытых вагонов измененной конструкции с увеличением подъемной силы до 60 тонн. Но это лишь начало свершения новых промышленных планов. Вскоре появляется специализированный подвижной состав: платформы для перевозки леса и крытые вагоны для перевозки скота. В общей сложности вагоностроители изготавливают 6 типов вагонов и платформ различной конструкции.

 

1961 — 1970

 

В начале 60-х вагоностроители производят сцепы для перевозки леса, вагоны увеличенной емкости, вагоны с раздвижной крышей и передвижной мясокомбинат. Совершенствуются технологии и производство. Становится мощнее парк металлорежущих станков, что позволяет автоматизировать многие процессы при изготовлении деталей и узлов вагона.

 

1971 — 1980

 

70-е годы прославили завод выпуском первого цельнометаллического вагона, который на протяжении многих лет оставался символом алтайского вагоностроения (его разработка началась еще в 60-х). Продолжается модернизация. Появляются экспортные варианты цельнометаллического вагона для Китая, Кубы и других стран.

 

1981 — 1990

 

80-е — период тесного сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Завод получает сертификат высшей категории качества. К концу 83-го года предприятие переходит на стопроцентный выпуск цельнометаллических вагонов.

 

1991 — 2000

 

Последнее десятилетие XX века стало для завода вторым труднейшим периодом после военных лет. В стране начинается затяжной производственно-экономический кризис. Обостряется проблема поставок металлопроката из стран бывшего СССР. Производство оказывается на грани остановки. 30 октября 1992 года ПО «Алтайвагон» преобразовано в ОАО «Алтайвагон». Предприятие осваивает рынок, налаживает выпуск нового специализированного подвижного состава для различных отраслей промышленности: металлургической, угольной, нефтеперерабатывающей, химической, лесозаготовительной, а также для МПС России.

 

Новое тысячелетие

 

Начало нового тысячелетия ознаменовало возрождение завода. Производство новой продукции в разы превысило аналогичные показатели предшествующих лет. Увеличиваются темпы прироста производства и качество продукции. Сертифицируются новые модели вагонов. Предприятие продолжает активно перевооружаться, обновляется и усовершенствуется парк оборудования, цеховые корпуса и подъездные пути. Растут производственные мощности, «Алтайвагон» получает все больше заказов.

 

В целях обеспечения экономической безопасности в конце 2002 года принято решение об организации на базе бывшего завода тракторных запчастей в г. Рубцовске собственного литейного производства. 18 сентября 2003 — открывается первый филиал (г. Рубцовск Алтайского края).

 

Имея значительный потенциал по производству широкого спектра моделей грузовых вагонов, предприятие столкнулось с проблемой нехватки производственных площадей для наращивания объемов выпускаемой продукции. 12 марта 2004 года состоялось открытие кемеровского филиала ОАО «Алтайвагон» (г. Кемерово Кемеровской области).

 

С начала 2000-х годов на предприятии успешно реализованы крупные инвестиционные проекты:

  • В 2008 г. – введена в строй автоматизированная формовочная линия по выпуску крупного вагонного литья на Рубцовском филиале производительностью 6 форм в час;
  • в 2010 г. – запущена автоматизированная линия по изготовлению роликовых колесных пар на головном предприятии производительностью 36 000 пар в год;
  • в 2013 г. – модернизация кузнечно-прессового производства на головном предприятии. Установлены газовые печи, аналоговое кузнечно-прессовое оборудование;
  • в 2014 г. – сдана автоматизированная формовочная линия по изготовлению среднего и мелкого литья на Рубцовском филиале производительностью 65 форм в час;
  • в 2014 г. – на Кемеровском филиале введена в эксплуатацию  линия по изготовлению днищ для сосудов и аппаратов.

 

С начала второго десятилетия XXI века Алтайский вагоностроительный завод взял курс на разработку и производство новых моделей вагонов. Задачи опытно-конструкторской работы по созданию новых видов продукции на предприятии успешно решаются. 2013-2015 гг. ознаменовались настоящим прорывом в области создания и постановки на производство инновационной продукции.

  • 2013 г. – вагон-цистерна модели 15-9872, предназначенная для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ);

•             2013-2014 гг. – крытый вагон мод. 11-2135-01 с объемом кузова 161 м³. Награжден Дипломом II степени конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в 2014 г.;

  • 2014 г. – вагон-цистерна водохранилище мод. 15-289-03 для пожарного поезда;

•             2014-2015 гг. – полувагон с глухими торцевыми стенами и разгрузочными люками в полу мод. 12-2142 с  увеличенными грузоподъемностью до 75 т., объемом кузова до 94 м³ и сроком службы вагона до 32 лет. Полувагон установлен на тележки с максимальной нагрузкой 25 т/ось. Модель 12-2142 обладает признаками инновационности. Награжден Дипломом I степени конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в 2015 г.;

•             2015 г. – полувагон мод.12-2143 с глухим кузовом с увеличенными грузоподъемностью до 77 т и объемом кузова до 94 м³;

•             2015 г. – железнодорожная платформа для перевозки  крупнотоннажных контейнеров мод. 13-2114-01 для высокоскоростных (до 120 км/ч) грузовых перевозок. В разработке тележки вагона (модель 18-2145) были применены «ноу-хау» (секреты производства). Скоростная платформа отмечена дипломом II степени конкурса ПН ОПЖТ на лучшую инновационную разработку в номинации "Вагоны и путевые машины".

 

Показателем эффективной работы АО «Алтайвагон» стало получение в 2014 году сертификат соответствия международному стандарту железнодорожной промышленности (International Railway Industry Standard, IRIS)

Главная задача системы менеджмента бизнеса − повышение качества продукции путем постоянного совершенствования внутризаводской работы с целью закрепления передовых позиций на российском рынке, расширение сферы влияния на международном рынке вагоностроения. Путь к этому предприятие видит в исключительно приоритетном отношении к требованиям заказчиков и в грамотной схеме управления качеством.

 

Сегодня АО «Алтайвагон»  – одно из самых успешных предприятий Алтайского края. Продукция предприятия востребована как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.