Телефон: +7(38532)36-0-34
Факс: +7(38532)47-4-33
Точкой отсчета в истории завода стало 7 октября 1941 года, когда начале Великой Отечественной войны на Алтайскую землю был эвакуирован Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда». В годы войны алтайские вагоностроители внесли значительный вклад в разгром врага и укрепление обороноспособности страны, выпуская продукцию военного назначения, за что завод был удостоен Ордена Великой Отечественной войны первой степени. В 1945 году завод переходит на производство мирной продукции — начинает выпуск грузового железнодорожного подвижного состава (платформ), а в конце 40-х выпускает четырехосные крытые вагоны грузоподъемностью 50 тонн.
В начале 50-х завод полностью переходит на производство крытых вагонов измененной конструкции с увеличением подъемной силы до 60 тонн. Но это лишь начало свершения новых промышленных планов. Вскоре появляется специализированный подвижной состав: платформы для перевозки леса и крытые вагоны для перевозки скота. В общей сложности вагоностроители изготавливают 6 типов вагонов и платформ различной конструкции.
В начале 60-х вагоностроители производят сцепы для перевозки леса, вагоны увеличенной емкости, вагоны с раздвижной крышей и передвижной мясокомбинат. Совершенствуются технологии и производство. Становится мощнее парк металлорежущих станков, что позволяет автоматизировать многие процессы при изготовлении деталей и узлов вагона.
70-е годы прославили завод выпуском первого цельнометаллического вагона, который на протяжении многих лет оставался символом алтайского вагоностроения (его разработка началась еще в 60-х). Продолжается модернизация. Появляются экспортные варианты цельнометаллического вагона для Китая, Кубы и других стран.
Период тесного сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Завод получает сертификат высшей категории качества. К концу 83-го года предприятие переходит на стопроцентный выпуск цельнометаллических вагонов.
Последнее десятилетие XX века стало для завода вторым труднейшим периодом после военных лет. В стране начинается затяжной производственно-экономический кризис. Обостряется проблема поставок металлопроката из стран бывшего СССР. Производство оказывается на грани остановки. 30 октября 1992 года ПО «Алтайвагон» преобразовано в ОАО «Алтайвагон». Предприятие осваивает рынок, налаживает выпуск нового специализированного подвижного состава для различных отраслей промышленности: металлургической, угольной, нефтеперерабатывающей, химической, лесозаготовительной, а также для МПС России.
Начало нового тысячелетия ознаменовало возрождение завода. Производство новой продукции в разы превысило аналогичные показатели предшествующих лет. Увеличиваются темпы прироста производства и качество продукции. Сертифицируются новые модели вагонов. Предприятие продолжает активно перевооружаться, обновляется и усовершенствуется парк оборудования, цеховые корпуса и подъездные пути. Растут производственные мощности, «Алтайвагон» получает все больше заказов.
В конце 2002 года принято решение об организации на базе бывшего завода тракторных запчастей в г. Рубцовске собственного литейного производства. 18 сентября 2003 — открывается первый филиал (г. Рубцовск Алтайского края). 12 марта 2004 года состоялось открытие кемеровского филиала ОАО «Алтайвагон» (г. Кемерово Кемеровской области).
10 декабря 2004 года войдет в историю ОАО "Алтайвагон" как дата выпуска предприятием юбилейного трехсоттысячного вагона. Им стал крытый вагон модели 11-280.
В 2008 г. – введена в строй автоматизированная формовочная линия по выпуску крупного вагонного литья на Рубцовском филиале производительностью 6 форм в час;
в 2010 г. – запущена автоматизированная линия по изготовлению роликовых колесных пар на головном предприятии производительностью 36 000 пар в год;
в 2013 г. – модернизация кузнечно-прессового производства на головном предприятии. Установлены газовые печи, аналоговое кузнечно-прессовое оборудование;
в 2014 г. – сдана автоматизированная формовочная линия по изготовлению среднего и мелкого литья на Рубцовском филиале производительностью 65 форм в час;
в 2014 г. – на Кемеровском филиале введена в эксплуатацию линия по изготовлению днищ для сосудов и аппаратов.
2013-2015 гг. ознаменовались настоящим прорывом в области создания и постановки на производство инновационной продукции.
2013 г. – вагон-цистерна модели 15-9872, предназначенная для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ);
2013-2014 гг. – крытый вагон мод. 11-2135-01 с объемом кузова 161 м³. Награжден Дипломом II степени конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в 2014 г.;
2014 г. – вагон-цистерна водохранилище мод. 15-289-03 для пожарного поезда;
2015 г. – железнодорожная платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров мод. 13-2114-11 для высокоскоростных (до 120 км/ч) грузовых перевозок. В разработке тележки вагона (модель 18-2145) были применены «ноу-хау» (секреты производства). Скоростная платформа отмечена дипломом II степени конкурса ПН ОПЖТ на лучшую инновационную разработку в номинации "Вагоны и путевые машины".
Показателем эффективной работы АО «Алтайвагон» стало получение в 2014 году сертификат соответствия международному стандарту железнодорожной промышленности.
2015 год ознаменован кризисом в отрасли, однако завод продолжает работу, и уже в 2016 году на «Алтайвагоне» построили 3337 грузовых вагонов (в 2015 году — 2407 вагонов). Важнейшим толчком для возрождения предприятия стало включение его в 2015 году в программу мероприятий по занятости населения.
С 2016 по 2018 годы завод продолжает наращивать мощности, все больше внимания уделяется инновационным технологиям и крупным проектам в развитии.
В 2018 году на заводе реализован значимый проект в области модернизации производства – создан участок термической резки металла, оснащенный тремя машинами плазменной резки MESSER Multitherm 2600 (Германия). Участок машин термической резки исключает расходы, связанные с привлечением сторонних организаций для изготовления деталей вагонов, снижает себестоимость и, что самое важное, повышает качество изготавливаемых деталей.
В 2019 году в Новоалтайске «Алтайвагон» представил Губернатору АК В.П.Томенко две новые модели вагонов — рефрижератор и сочлененный вагон с раскрывающейся крышей. Оба не имеют аналогов в России. Также на предприятии продемонстрировали инновационную тележку для вагонов, которую генеральный директор Дмитрий Медведев назвал «большой победой» завода.
«Алтайвагон» занимает долю в 14% на российском рынке грузовых железнодорожных вагонов, узлов, комплектующих и запасных частей к ним. По этому показателю он третий производитель в стране.
Сегодня специалисты АО «Алтайвагон» разрабатывают вагоны нового поколения, которые призваны максимально удовлетворять пожелания потребителей, в частности, быть еще более безопасными и отличаться высочайшими эксплуатационными характеристиками.